0

Владимиров В.

Церковь Владимира в Старых садех.


Церковь Владимира в Старых садех.
Москва.

Церковь Владимира в Старых Садех (Старосадский переулок, 9). Построена в 1660—80-х гг. на месте одноименного кирпичного храма, сооружённого Алевизом Фрязиным Новым в 1514—16 по заказу великого князя Василия III. Ему предшествовала деревянная церковь, входившая в состав «Нового двора» — летней резиденции великого князя Василия I, располагавшейся здесь в начале XV в. Название «Старые сады» появилось в конце XV в., когда при великом князе Иване III загородный великокняжеский дворец был перенесён ближе к р. Яузе, на Воронцово поле.

Существующая церковь состоит из храма с папертью и северного придела Бориса и Глеба с трапезной, над северо-западным углом которой возвышается звонница. Церковь эффектно поставлена на высоком крутом холме, напротив Ивановского монастыря, замыкая с востока перспективу улицы Забелина при её пересечении с тремя переулками: Старосадским, Хохловским и Ивановским. Живописную выразительность её силуэта усиливают два крыльца на столбах-кубышках: первоначальное, расположенное с севера, перед входом в храм, и более позднее, сооружённое в XIX в. с запада, перед входом на паперть. Архаичное для второй половины XVII в. объёмное решение собственно храма, представляющего собой крупный бесстолпный четверик с трёхчастной скруглённой апсидой и пятиглавым завершением, видимо, обусловлено сознательным обращением к архитектурным формам XVI в. и стремлением повторить ранее стоявшую здесь церковь. Это сходство усилено 3-частным членением фасадов четверика, завершённых кокошниками, имитирующими закомары. В то же время общая несимметричная композиция разновысотных объёмов здания и насыщенное разнообразие декора вполне соответствуют вкусам XVII в. Более низкий двухсветный одноглавый четверик придела с полукруглой апсидой завершается поясом кокошников. В отделке использовано несколько характерных для этого времени типов наличников; почти не встречает аналогов оформление барабанов глав храма, в котором традиционная аркатура сочетается с рельефными переплетающимися жгутами. Двухъярусная, увенчанная шпилем звонница над трапезной придела перестроена в XVIII в.; её барочные формы мало сочетаются с обликом церкви. В южной части паперти храма располагается придел Кирика и Иулиты. Церковь была закрыта в 1933—91. Реставрирована в 1970—90-х гг.

П.Н. Шармин.

Энциклопедия «Москва»

Нет ни одного отзыва