0

Рондо



РОНДО (франц. rondeau, старо-франц. rondel, старо-провансальское redondel) — форма строфы, возникшая во французской лирике XIII—XIVвв. и представляющая собой куртуазное преломление структуры народной плясовой песни с запевом и припевом. В своей наиболее архаической форме Р. состоит из 8 стихов, с двумя рифмами и с повторяющимися строками по схеме: «ABa Aab AB» (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки, строчными — рифмы). Эта форма носит название «одиночного Р.» (rondel single) и ложится в основу позднейшего триолета (см.). Дальнейшее осложнение формы достигается путем расширения строфы (до 14 стихов с сохранением тех же двух рифм) или расширения запева; так создаются R. quatrain, R. double; последняя форма вытесняет все остальные и сохраняется во французской поэзии вплоть до романтиков (А. де Мюссе). В русской поэзии Р. прививается слабо, встречаясь изредка как подражательная форма, стилизация. Приводим образец Р. позднейшей формы в русской поэзии:

Кто сожалеет о прекрасных днях,

Мелькнувших быстро, тот печаль лелеет

В дневных раздумьях и в ночных слезах;

Былое счастье мило и в мечтах

И память поцелуев нежно греет.

Но о случайном ветерке, что веет

Весенним вечером в речных кустах

И нежит нас, свевая пыльный прах,

Кто сожалеет?

Земное меркнет в неземных лучах,

Пред райской радостью любовь бледнеет,

Меж избранных нет места тем, о снах

Кто сожалеет!

(В.Брюсов, Oblata, сб. «Опыты», М. 1918).

Библиография:

Франц. рондо: ШишмаревВ., Лирика и лирики позднего средневековья, Париж, 1911 (гл.V). см. также Строфика.

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. 1929—1939.

рондо
(франц. rondeau, от франц. rond – круг), в стихосложении – твёрдая форма; 15-строчное стихотворение на две рифмы, со схемой рифмовки aabba – abbx – abbax (здесь x – короткий холостой стих, состоящий из начальных слов 1-го стиха). Форма была популярна во французской лирике 15–17 вв. (Клеман Маро, Венсан Вуатюр и др.). Она развилась из ронделя (франц. rondel), родственной твёрдой формы, существовавшей в поэзии 14–15 вв. в творчестве Карла Орлеанского и Франсуа Вийона. Рондель, представлявший собой 13-строчное стихотворение также на две рифмы, в свою очередь, развился из триолета (обе эти формы – каждая в своё время – назывались рондо), на что указывает его схема рифмовки: a’b’ba – aba’b’ – abbaa’ (знаком астериска отмечены повторяющиеся строки). Исторические истоки триолета, ронделя и рондо – танцевальные песни древних народов Европы. В Новое время они использовались в стилизациях «под старину». В России к ним обращались стихотворцы «серебряного века» (В. Я. Брюсов, И. Северянин и др.).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн. 2006.

Рондо
РОНДО — одна из твердых форм, канонизировавшихся во Франции в XIII веке. Отличительной особенностью Рондо служит два раза повторенный припев, представляющий собой часть первого стиха. Refrain обыкновенно бывает вне рифм. Рифм две. Развитие этой формы привело к образованию разновидности: рондо сложное.
Простое рондо имеет 13 стихов, разбитых на три строфы по следующей схеме:


Как видно из приведенной схемы, если мужская рифма встречается пять раз, то женская восемь (классическое правило аббата Пато) и наоборот (схема I) — или же при семи женских должно быть шесть мужских (и наоборот). Пьеса имеет три строфы: 1) в пять, 2) в три и 3) в пять стихов. Вторая и третья строфы имеют refrains.
Пример:


Рондо сложное имеет неограниченное число строф, состоящих из одинакового количества стихов. Строится сложное рондо так: первая строфа дает каждой из последующих строф по порядку свои стихи в качестве последних. Таким образом, количество внутренних строф равно числу стихов в первой строфе. Далее следует еще одна строфа с таким же числом стихов, но заканчивающаяся refrain'ом.
Таким образом, количество строф в сложном Рондо всегда равно количеству стихов 1-й строфы, к которому прибавляется еще две строфы в начале и в конце произведения. На протяжении всей пьесы — две рифмы (м. и ж.).
Схема:


1—a refrain
2—b
3—а
4—b


5—b
6—а
7—b
8—а=1


9—а
10—b
11—а
12—b=2


13—b
14—а
15—b
16—а=3


17—а
18—b
19—a
20—b=4


21—b
22—а
23—b
24—a
Форма сложного рондо в русской поэзии почти не встречается. Все существующие образцы до сих пор представляют собою только опыты подражания старой французской форме.

Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925

Синонимы:
    стихотворение, шрифт




Tweet
Опубликовать

См. также в других словарях:

  • РОНДО — (фр., от rond круглый). 1) лирическое стихотворение в тринадцать стихов, с двумя рифмами. 2) музыкальная пьеса, в которой главная тема или первая мысль часто повторяются. 3) круглый рукописн. шрифт. Словарь иностранных слов, вошедших в состав? … Словарь иностранных слов русского языка



  • Рондо —     РОНДО одна из твердых форм, канонизировавшихся во Франции в XIII веке. Отличительной особенностью Рондо служит два раза? … Словарь литературных терминов

  • РОНДО — (итал. rondo) и РОНДО (франц. rondeau), нескл., ср. 1. (рондо). Популярная во французской поэзии 17 в. стихотворная форма с обязательным повторением в строфе одних и тех же стихов в определенном порядке (лит.). 2. (рондо). Форма инструментальной? … Толковый словарь Ушакова

  • рондо — I. РОНДО неизм.; ср. [итал. rondo] Музыкальная форма (преимущественно инструментальная), основанная на многократном повторении главной темы в чередовании с постоянно обновляемыми побочными. Исполнять рондо. II. РОНДО 1. РОНДО, неизм.; ср. [франц … Толковый словарь русского языка Кузнецова

  • рондо — II с (шрифт) Rundschrift f рондо с муз. Rondo n 1, pl s рондо I с лит. Rondeau ( r O n d o : ] n 1, pl s … Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

  • рондо — I • рондо (итал. rondo, франц. rondeau, от rond  круг), музыкальная форма, основанная на чередовании неизменной темы  рефрена и различных эпизодов. Происхождение связано с народной песенно танцевальной музыкой. Различают рондо старинное (в пьесах … Энциклопедический словарь

  • РОНДО — (итальянское rondo, французское rondeau, от rond круг), музыкальное произведение, основанное на чередовании рефрена (раздела с основной темой) и эпизодов. Одна из древнейших европейских музыкальных форм песенно танцевального происхождения.? … Современная энциклопедия

  • РОНДО — (итал. rondo франц. rondeau, от rond круг), музыкальная форма, основанная на чередовании неизменной темы рефрена и различных эпизодов. Происхождение связано с народной песенно танцевальной музыкой. Различают рондо старинное (в пьесах французских? … Большой Энциклопедический словарь

  • РОНДО — РОНДО, нескл., ср. (спец.). Музыкальная пьеса, в к рой несколько раз повторяется рефрен. II. РОНДО (спец.). 1. нескл., ср. Стихотворение из пятнадцати строк со сложным чередованием рифм и повторяющимся нерифмуемым рефреном. 2. нескл., ср.? … Толковый словарь Ожегова

  • РОНДО — РОНДО, нескл., ср. (спец.). Музыкальная пьеса, в к рой несколько раз повторяется рефрен. II. РОНДО (спец.). 1. нескл., ср. Стихотворение из пятнадцати строк со сложным чередованием рифм и повторяющимся нерифмуемым рефреном. 2. нескл., ср.? … Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Наши предки, Итало Кальвино Подробнее Купить за 388 руб
  • Хрестоматия для скрипки. Виртуозные пьесы. Старшие классы ДМШ, Подробнее Купить за 384 руб
  • Всё, Аркадий Арканов Подробнее Купить за 280 руб

DVD

  • Александр Иванов и группа Рондо: "Прошлое-живое" (2 DVD), Россия, 2007 Купить за 1050 руб

Торренты

  • Jasha Heifetz - Saint Saens Camille - Introduction & Rondo Capriccioso / Яша Хейфец - Камиль Сен-Санс, Интродукция и рондо каприччиозо [1939 г., Классическая музыка, скрипка, DVDScreener] Скачать torrent файл (Классическая музыка (Видео)">Классическая музыка (Видео))
  • Нестор Филлипов - Рондо Памяти [NikolaX, 2009, 128 kbps] Скачать torrent файл (Фантастика">Фантастика)
  • (Фортепиано / Оркестр / Партитура / Клавир) W.A. Mozart - The Piano Concertos (CD Sheet Music) / В.А. Моцарт - Фортепианные концерты № 1-27, Рондо K. 382 & 386, каденции (pdf) Скачать torrent файл (Академическая музыка (Ноты и Media CD)">Академическая музыка (Ноты и Media CD))
(франц. rondeau, от франц. rond – круг), в стихосложении – твёрдая форма; 15-строчное стихотворение на две рифмы, со схемой рифмовки aabba – abbx – abbax (здесь x – короткий холостой стих, состоящий из начальных слов 1-го стиха). Форма была популярна во французской лирике 15–17 вв. (Клеман Маро, Венсан Вуатюр и др.). Она развилась из ронделя (франц. rondel), родственной твёрдой формы, существовавшей в поэзии 14–15 вв. в творчестве Карла Орлеанского и Франсуа Вийона. Рондель, представлявший собой 13-строчное стихотворение также на две рифмы, в свою очередь, развился из триолета (обе эти формы – каждая в своё время – назывались рондо), на что указывает его схема рифмовки: a’b’ba – aba’b’ – abbaa’ (знаком астериска отмечены повторяющиеся строки). Исторические истоки триолета, ронделя и рондо – танцевальные песни древних народов Европы. В Новое время они использовались в стилизациях «под старину». В России к ним обращались стихотворцы «серебряного века» (В. Я. Брюсов, И. Северянин и др.).
РОНДО — одна из твердых форм, канонизировавшихся во Франции в XIII веке. Отличительной особенностью Рондо служит два раза повторенный припев, представляющий собой часть первого стиха. Refrain обыкновенно бывает вне рифм. Рифм две. Развитие этой формы привело к образованию разновидности: рондо сложное.
Простое рондо имеет 13 стихов, разбитых на три строфы по следующей схеме:


Как видно из приведенной схемы, если мужская рифма встречается пять раз, то женская восемь (классическое правило аббата Пато) и наоборот (схема I) — или же при семи женских должно быть шесть мужских (и наоборот). Пьеса имеет три строфы: 1) в пять, 2) в три и 3) в пять стихов. Вторая и третья строфы имеют refrains.
Пример:


Рондо сложное имеет неограниченное число строф, состоящих из одинакового количества стихов. Строится сложное рондо так: первая строфа дает каждой из последующих строф по порядку свои стихи в качестве последних. Таким образом, количество внутренних строф равно числу стихов в первой строфе. Далее следует еще одна строфа с таким же числом стихов, но заканчивающаяся refrain'ом.
Таким образом, количество строф в сложном Рондо всегда равно количеству стихов 1-й строфы, к которому прибавляется еще две строфы в начале и в конце произведения. На протяжении всей пьесы — две рифмы (м. и ж.).
Схема:


1—a refrain
2—b
3—а
4—b


5—b
6—а
7—b
8—а=1


9—а
10—b
11—а
12—b=2


13—b
14—а
15—b
16—а=3


17—а
18—b
19—a
20—b=4


21—b
22—а
23—b
24—a
Форма сложного рондо в русской поэзии почти не встречается. Все существующие образцы до сих пор представляют собою только опыты подражания старой французской форме.

Литературная энциклопедия

Книги (1)
Нет ни одного отзыва