0

Абэ Кобо

АБЭ КОБО (1924–1993) – выдающийся японский писатель, настоящее имя – Кимифуса.

Детство и юность Абэ провел в Маньчжурии, где его отец работал на медицинском факультете Мукденского университета. В 1943 г., в разгар войны, по настоянию отца он едет в Токио и поступает на медицинский факультет Токийского императорского университета, но через год возвращается в Мукден, где становится свидетелем поражения Японии. В 1946 г. Абэ вновь едет в Токио, чтобы продолжить образование, но не хватает денег, да и врачом он становиться не очень хотел. Тем не менее в 1948 г. Абэ заканчивает учебу и получает диплом. Не проработав и дня врачом, он избирает литературное поприще. К этому времени относятся его ранние произведения, в которых воплощены впечатления его детских лет от пребывания в стране другой культуры, – "Дорожный знак в конце улицы" (1948) и другие.

Женился Абэ, будучи студентом, его жена – художник и дизайнер по профессии – рисовала иллюстрации ко многим его произведениям.

В 1951 г. вышла повесть Абэ "Стена. Преступление S. Кармы", принесшая писателю литературную известность и удостоенная высшей в Японии литературной премии – премии Акутагавы. В дальнейшем Абэ Кобо расширил повесть, добавив еще две части: "Барсук с Вавилонской башни" и "Красный кокон". Неустроенность, одиночество личности – вот лейтмотив "Стены". Эта повесть определила писательскую судьбу Абэ.

Как всякий молодой человек его поколения, он испытал увлечение политикой, был даже членом японской Компартии, из которой вышел в знак протеста против ввода советских войск в Венгрию. Отойдя от политики, Абэ целиком отдался литературе и создал произведения, принесшие ему мировую известность.

Опубликование "Четвертого ледникового периода" (1958), соединившего в себе черты научной фантастики, детективного жанра и западноевропейского интеллектуального романа, окончательно укрепило положение Абэ в японской литературе.

Всемирную славу принесли писателю появившиеся один за другим романы "Женщина в песках" (1962), "Чужое лицо" (1964) и "Сожженная карта" (1967). После их появления об Абэ заговорили как об одном из тех, кто вершит судьбы не только японской, но и мировой литературы. Эти романы Абэ занимают центральное место в его творчестве.

И по времени создания, и по содержанию к ним примыкают романы "Человек-ящик" (1973), "Тайное свидание" (1977), "Вошедшие в ковчег" (1984).

Одним из важнейших моментов, определивших его литературные, да и жизненные, позиции, было прекрасное знание мировой литературы, в том числе русской, а может быть, в первую очередь русской. Он писал: "Еще в школьные годы я был очарован творчеством двух гигантов русской литературы – Гоголя и Достоевского. Я прочитал почти все написанное ими, и не один раз, и причисляю себя к их ученикам. Особенно большое влияние оказал на меня Гоголь. Переплетение вымысла и реальности, благодаря чему реальность предстает предельно ярко и впечатляюще, появилось в моих произведениях благодаря Гоголю, научившему меня этому".

Абэ Кобо был не просто литератором; он прослыл человеком разнообразных способностей и дарований, прекрасно разбирающимся в классической музыке, языковедом и фотографом.

Абэ не только прозаик, но и драматург, и сценарист. Его пьесы "Мужчина, превратившийся в палку" (1957), "Призраки среди нас" (1958) и другие переведены на многие языки мира. Одиннадцать лет – с 1969-го по 1980 г. – Абэ Кобо владел и управлял своей собственной студией. За эти годы он как режиссер поставил множество спектаклей, таких, например, как "Рыбка-фальшивка", "Чемодан", "Друзья" и др. Помимо того, что труппа актеров под руководством Абэ с триумфом выступала в Японии, она совершала турне по США и Европе, причем также с невероятным успехом. Многие романы Абэ экранизированы.

Все основные произведения Абэ Кобо переведены на русский язык и неоднократно издавались в России.

Япония от А до Я. Популярная иллюстрированная энциклопедия

Нет ни одного отзыва