0

Дю Гар Роже

Мартен дю Гар


Мартен дю Гар

Мартен дю Гар (Martin du Gard) Роже (23.3.1881, Нёйи-сюр-Сен, департамент О-де-Сен,-23.8.1958, Беллем, департамент Орн), французский писатель. Происходил из семьи судейских чиновников. Получил образование в Эколь де Шарт - высшем архивно-историческом учебном заведении. С самого начала писателя привлекала проблема становления человеческой личности, формирования характера. Пафос романа "Жан Баруа" (1913, русский перевод 1958) - в утверждении идеалов демократии и философии материализма. Распад человеческих отношений под влиянием золота рисуется в повести "Старая Франция" (1933, русский перевод 1934).

Главное произведение - многотомный роман "Семья Тибо" (Нобелевская премия, 1937; русский перевод 1936, 1959, 1972), начат в жанре семейной хроники ("Серая тетрадь", 1922; "Исправительная колония", 1922; "Солнечная пора", 1923; "День врача", 1928; "Сестрёнка", 1928; "Смерть отца", 1929), которая перерастает в политический роман, в широкую картину французской действительности начала 20 века. "Семья Тибо" завершалась в 30-е годы ("Лето 1914 года", 1936; "Эпилог", 1940), в обстановке движения Народного фронта. Под пером М. дю Г. рассказ о распаде буржуазной семьи перерастает в историю упадка целого класса. Жизненный путь главы семейства Оскара Тибо, пришедшего к полному "очерствению", - характерный пример того, как общество калечит человека. Различным формам эгоизма, индивидуализма писатель противопоставляет идеал гармоничной деятельного человека. Антуан Тибо, талантливый детский врач, в конце 1-й мировой войны 1914-1918 перед смертью находит в себе силы осудить избранный им путь компромиссов. Младший из братьев Жак от протеста против семейного деспотизма приходит к революционной деятельности и трагически гибнет, пытаясь в одиночку преградить путь империалистической войне. В лице Жака Тибо автор создал образ бунтаря и подвижника, выступающего против буржуазного общества. В "Лете 1914 года" даётся строго документированное описание подготовки 1-й мировой войны империалистическими державами, показан крах 2-го Интернационала.

Как романист М. дю Г. стремится к максимальной объективности, его герои раскрываются в действии и диалоге. Его произведениям присущи характерные черты французской классической литературы: широта социальной панорамы, этический пафос, ясность мысли и чёткость её выражения. В создании крупных человеческих характеров, в стремлении постигнуть "диалектику души" французский писатель опирался на опыт своего любимого автора - Л. Н. Толстого. Творчество М. дю Г. знаменует существенные сдвиги в развитии французского критического реализма. В годы 2-й мировой войны 1939-45 писатель занимал антифашистскую патриотическую позицию. В "Автобиографических и литературных воспоминаниях" (1955) он защищает реалистические взгляды на искусство.

Соч.: CEuvres completes, v. 1-2, P., 1955; Les Thibault, Moscou, 1960; R. Martin du Card et J.-R. Bloch. Correspondance (1909-1946), "Europe", 1963, 1964, 1965, № 413-419/420; A. Gide et R. Martin du Card. Correspondance, v. 1-2, P., 1968; Copeau J. et Martin du Gard R. Correspondance, v. 1-2, P., 1972; в русском переводе - Воспоминания, "Иностранная литература", 1956, № 12.

Лит.: Мотылева Т., Иностранная литература и современность, М., 1961; История французской литературы, т. 4, М., 1963; Наркирьер Ф., Роже Мартен дю Гар, М., 1963; Роже Мартен дю Гар. Биобиблиографический указатель. [Составитель А. В. Паевская, М.], 1958; Lalou R., R. Martin du Gard, P., 1937; Borgal С., R. Martin du Gard, P., 1957; Boak D., R. Martin du Gard, Oxf., 1963; Robidoux R., R. Martin du Gard et la religion, P., [1964]; Schalk D. L., R. Martin du Gard. The novelist and history, lthaca (N. Y.), 1967.

Ф. С. Наркирьер.

Большая Советская энциклопедия

Нет ни одного отзыва