0

Морозов Алексей Викулович

Морозов Алексей Викулович /(1857, Москва — 1934, там же), предприниматель, коллекционер. Из купеческой старообрядческой семьи. Учился в реальном училище (не окончил). Слушал лекции по истории и истории искусств в Московском университете. С 1877 участвовал в делах семейной фирмы старшей ветви рода Морозовых («Викуловичей») — Товарищества мануфактур Викула Морозова с сыновьями (в 1894 — начале 1900-х гг. возглавлял его). Фирме принадлежало одно из крупнейших текстильных производств в России: ткацкая и красильно-аппретурная фабрики в селе Никольском Покровского уезда Владимирской губернии, а также бумагопрядильная фабрика при селе Саввино Богородского уезда Московской губернии. Пожертвовал 400 тыс. рублей на устройство детской больницы (см. Морозовская детская клиническая больница). В начале 1900-х гг. Морозов отошёл от предпринимательской деятельности.

С 1894 увлёкся коллекционированием, близко познакомился со всеми московскими собирателями, антикварами, любителями и исследователями старины. Вещи приобретал в России и за границей (вернул на родину многие произведения отечественного искусства). Его коллекция фарфора была одной из лучших в России, включала к 1917 около 2,5 тыс. предметов: изделия елизаветинского времени, предметы сервировки стола, миниатюрные фигурки, статуэтки из серии «Русские типы» завода Ф.Я. Гарднера, продукцию других частных заводов конца XVIII — начала XIX вв., «трактирную» посуду с подчёркнуто броской раскраской, фигурки крестьян, горожан, военных, казаков, музыкантов завода братьев Поповых (1830—40-е гг.) и др.

Помощь Морозову в пополнении собрания оказывал московский антиквар С.Н. Какурин. Морозов сам атрибутировал почти все предметы своей коллекции. Другим его увлечением стало собирание гравированных и литографированных портретов. В 1895 он приобрёл около 1 тыс. листов из коллекции В.А. Тюляева, в 1897 — 160 редких листов у Н.С. Мосолова, в 1901 — ценнейшие гравюры из собрания П.А. Ефремова, в 1902 — собрание гравюр Э.П. Чапского. К 1912 собрания гравюр и литографий Морозова насчитывало около 10 тыс. листов, было одним из первых по числу портретов и качеству оттисков. Среди них — портреты, изданные или подготовленные к изданию П.П. Бекетовым. На основе этой коллекции С.П. Виноградов составил книгу «Собрание портретов, издаваемых П.П. Бекетовым», опубликованную на средства Морозова (М., 1913). Занимаясь изучением своей коллекции, Морозов выпустил «Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов» (т. 1—4, М., 1912—13), в котором описано 8276 листов, содержится 1142 иллюстрации; он посвящён памяти выдающегося русского собирателя Д.А. Ровинского, чьими трудами и системой руководствовался Морозов. С 1913 Морозов увлёкся иконами как предметом собирательства. Часть старинных икон досталась Морозову от деда Е.С. Морозова и отца В.Е. Морозова. В составлении коллекции Морозову помогал художник и коллекционер И.С. Остроухов; к 1917 в собрании было 219 древних икон, самая ранняя относилась к XIII в., большинство — к XVII в. Кроме того, Морозов собирал антикварные серебряные вещи (220 предметов главным образом елизаветинского времени), миниатюры (156 работ), лубочные картинки, изделия из стекла и хрусталя, деревянные резные игрушки, ткани, вышивки.

Коллекция размещалась в особняке Морозова (первоначально принадлежал его отцу) во Введенском переулке (ныне Подсосенский переулок), 21. Морозов заново оформил интерьеры особняка (по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля), украсил его пятью панно работы М.А. Врубеля с изображениями Фауста, Мефистофеля, Маргариты и других персонажей трагедии И.В. Гёте «Фауст»; мебель, шкафы, специальные витрины для коллекции фарфора изготовлены на фабрике П.А. Шмита. Для размещения икон в 1895 к особняку сделана специальная пристройка. Своё собрание, по сведениям журнала «Русский библиофил» (1913), Морозов намеревался завещать городу «на создание музея его имени».

В марте 1918 дом Морозова был захвачен латвийской анархической организацией «Лесна». Собрание Морозова значительно пострадало: исчезли все табакерки (фарфоровые и лаковые лукутинские), часть миниатюр, разбиты многие фарфоровые предметы, некоторая мебель, уничтожен архив Морозова.

Коллекция Морозова была национализирована в августе 1918, в 1919 получила статус Музея-выставки русской художественной старины. Морозову выделили две комнаты в его бывшем особняке, он занимался хранением и описанием коллекции. В 1921 музей был реорганизован и переименован в Музей фарфора (отделение Центрального декоративного музея); в 1929 переведён в здание Второго музея новой западной живописи, в 1932 в усадьбу Кусково. При преобразованиях музея предметы морозовской коллекции разошлись по другим музеям: иконы переданы в Исторический музей и Третьяковскую галерею, гравюры — в Музей изящных искусств, серебро и миниатюры — в Оружейную палату; большая часть фарфоровых изделий хранится в Музее керамики. Похоронен на Преображенском кладбище.

Литература: Лазаревский И., Собрание фарфора А.В. Морозова, «Столица и усадьба», 1916, № 64—65; Музей русской художественной старины. Собрание фарфора, М., 1920; Самецкая Е.Б., А.В. Морозов и создание Государственного музея керамики, в книге: Музей. Художественные собрания СССР, [в.] 6, М., 1986; Морозова М.К., Мои воспоминания, «Наше наследие», 1991, № 6.

Н.М. Полунина.

Энциклопедия «Москва»

Книги (3)
Нет ни одного отзыва