0

Виноградов Олег Михайлович

Сцена из балета «Витязь в тигровой шкуру» в постановке Олега Виноградова.


Сцена из балета «Витязь в тигровой шкуру» в постановке Олега Виноградова.

Виноградов Олег Михайлович (р. 1.8.1937, Ленинград), танцовщик, балетмейстер.

По окончании Ленинградского хореографического училища (педагог Александр Пушкин) в 1958—65 годах в Новосибирском театре, где состоялись его артистические (в характерных партиях) и балетмейстерские дебюты. Сначала ставил отдельные номера в балетах, в 1964 году создал свой первый балет «Золушка», а в 1965 году — «Ромео и Джульетта». Уже в этих первых работах проявил полную самостоятельность художественного мышления, нашёл оригинальные хореографические решения, чем вызвал большой интерес к своему творчеству. Развивал идеи хореографов-новаторов конца 50-х— 60-х годов, ратовавших за сквозное танцевально-действенное развитие спектакля, за образно-поэтический танец. В 1968—72 годах был приглашён балетмейстером в Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова, где поставил балеты «Горянка», в котором интересно интерпретировал танцевальный фольклор Дагестана, «Александр Невский», «Двое», «Зачарованный принц». В 1973—77 годах главный балетмейстер Ленинградского Малого оперного театра. Здесь он создал оригинальные версии балетов классического наследия («Тщетная предосторожность» и «Коппелия»), с блеском сочинив танцевальные композиции в классическом стиле, и (вместе с режиссёром Юрием Любимовым) один из интереснейших своих балетов — «Ярославну». С 1977 года Виноградов — художественный руководитель и главный балетмейстер Театра им. Кирова. Виноградов сегодня — один из виднейших балетмейстеров. Интересы его многообразны — он обращается к сказке («Фея Рондских гор»), трагедии («Броненосец “Потёмкин”»), сатирической комедии («Ревизор» по комедии Николая Гоголя). Хореографическому почерку Виноградова свойственна графичность, он смело экспериментирует в создании новой танцевальной лексики. Поставил также «Асель» (в Большом театре) по популярной в 60-е годы повести киргизского писателя Чингиза Айтматова, «Витязь в тигровой шкуре» по поэме Шота Руставели (в 1987 получил международный приз «Золотая танцовщица Пикассо» на фестивале в Чикаго), свою интерпретацию «Петрушки» и др. Как художественный руководитель балета Виноградов много внимания уделяет возрождению и сохранению лучших спектаклей классического наследия, постановке произведений западных балетмейстеров. В 1990 году основал в Вашингтоне «Универсальную академию балета», в которой фундаментом преподавания стала петербургская школа.

Сцена из балета «Ревизор» в постановке Олега Виноградова.


Сцена из балета «Ревизор» в постановке Олега Виноградова.

Зарисовка Олега Виноградова для балета «Асель».


Зарисовка Олега Виноградова для балета «Асель».

Сборник энциклопедических очерков «Русский балет и его звезды»

Нет ни одного отзыва