0

Дандарон Бидия Дандарович

Бидия Дандарович Дандарон (28 декабря 1914, урочище Соорхой (Суархэ), Кижинга, Бурятия — 26 октября 1974, c. Выдрино, Бурятия) — известный бурятский буддолог, философ и буддийский духовный наставник, а также историк. Работал научным сотрудником, в своих книгах пытался сформировать философскую доктрину необуддизма как «буддизма для европейцев», синтезировал буддизм с достижениями современной ему науки и представлениями европейских философов.

За свою деятельность неоднократно был судим. В результате последнего показательного процесса был осужден на 5 лет тюремного заключения и умер в лагере. Дандарон оставил ряд учеников, в том числе среди буддологов.

Отцом Дандарона был лама-философ Доржи Бадмаев. В детстве Дандарон посещал монастырскую школу, где изучал тибетский язык, санскрит и буддизм. Мальчик был признан перерождением хамбо-ламы Джаягсы-гэгэна, настоятеля комплекса Кумбум в Тибете, посетившего Бурятию в 1894-м и 1910 годах.

В июле 1921 года духовный лидер бурятских буддистов Лубсан-Сандан Цыденов, провозгласивший в 1919—1920 на землях хоринских бурят теократическое государство, передал Дандарону титул Царя Учения — Дхармараджи.

В 1934—1937 Дандарон учился в Авиаприборостроительном институте в Ленинграде и был вольнослушателем Восточного факультета ЛГУ, где по рекомендации Агвана Доржиева изучал тибетский язык у А. И. Вострикова.

3 июня 1937 года Дандарон был арестован и осуждён на 10 лет, освобождён 4 февраля 1943, 10 ноября 1948 он был повторно арестован, реабилитирован в 1956. В лагерях он познакомился с европейской философией, так, его старшим товарищем стал профессор философии В. Э. Сеземан.

В лагерях Дандарон приобрёл первых учеников, среди них были два немца и поляк Кокошка. Перед выходом из лагеря Кокошка сделал ложный перелом руки и, спрятав под гипс листы рукописи Дандарона «Необуддизм», вывез её на Запад. Основной идеей рукописи был синтез буддийского учения гелуг с современной европейской философией и наукой.

Между отсидками Дандарон вместе с ламой Падма-Доржи написал ходатайство Сталину о возрождении буддийских монастырей в Бурятии. На письмо последовала быстрая реакция: в 1946 году возродился Агинский дацан, в 40 км от Улан-Удэ началось строительство Иволгинского дацана.

После 1956 года сотрудники Института Востоковедения в Ленинграде пытались устроить его на работу разбирать рукописи, но руководство не дало согласия. Дандарон жил в Ленинграде и Москве полулегально, не имея шансов найти работу.

В 1957 году Дандарон устроился работать научным сотрудником Бурятского института общественных наук.

В 1958—1959 годах Дандарон составил тибетско-русский словарь на 15 тысяч слов, а также «Тибетско-русский словарь философских терминов».

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора

Дандарон, Б. Д. «Описание тибетских рукописей и ксилографов Бурятии» (1960-1965)

Дандарон, Б. Д. «Источник мудрецов: Парамита и мадхьямака» (1968)
Дандарон, Б. Д. Перевод с тибетского «Истории Кукунора» Сумба-хамбо (1972).
Дандарон, Б. Д. Буддизм (сборник статей). (1996)
Дандарон, Б. Д. Краткий тибетско-русский словарь. (1959 в соавт.)
Дандарон, Б. Д. О тибетско-монгольском словаре "Источник мудрецов". (1960 в соавт.)
Дандарон, Б. Д. За великой правдой: Повесть. (1966)
Дандарон, Б. Д. Буддийская теория индивидуального Я. Вып. 3. (1968)
Дандарон, Б. Д. Элементы зависимого происхождения по тибетским источникам Т. 1. (1968)
Дандарон, Б. Д. Содержание мантры ОМ-МА-НИ-ПАД-МЭ-ХУМ. Т. 2, ч. 2. (1973)
Дандарон, Б. Д. Мысли буддиста. (1992)
Дандарон, Б. Д. Махамудра как объединяющий принцип буддийского тантризма (1993)
Дандарон, Б. Д. Общая схема совершенствования по пути мантраяны. (1994)
Дандарон, Б. Д. 99 писем о буддизме и любви (1956-1959). (1995)
Дандарон, Б. Д. Письма о буддийской этике. (1997)
Дандарон, Б. Д. Чёрная тетрадь: О четырёх благородных истинах Будды. (1995)
Дандарон, Б. Д. Теория шуньи у мадхьямиков. (1996)
Дандарон, Б. Д. Буддизм. (1996)
Дандарон, Б. Д. Нацог-Рандол: Карнатантра, опора Великого Учения, называемая "Зерцало механизма глубокого содержания". (1997)
Дандарон, Б. Д. Буддийская теория отсутствия индивидуального Я. Материалы по истории и философии Центральной Азии, вып. 3. (1968)

Нет ни одного отзыва