Фонвизин Денис Иванович

Фонвизин Денис Иванович
Денис Иванович Фонвизин (1745-1792) - русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии. Секретарь главы русской дипломатии Н. И. Панина, статский советник.

Краткая биография:

Родился 14 апреля 1745 года в Москве, в семье Ивана Андреевича Фонвизина, образ которого позже воплотил в своём любимом герое Стародуме в произведении «Недоросль».
Поступил в дворянское отделение университетской гимназии в 1755 году, где добившись успехов в изучении латыни, попал в высший латинский класс и слушал лекции И. М. Шадена по логике и нравственной философии. Награждён серебряной (1756) и двумя золотыми медалями (1759 и 1761) за «первенство в высших классах» и успехи в высшем немецком классе. В 1760 году Фонвизину также была присуждена золотая медаль, но награждение медалью было заменено производством в воинский чин.
В 1760 году в числе лучших учеников Фонвизин и его брат Павел в сопровождении директора университета И. И. Мелиссино совершили поездку в Санкт-Петербург для представления куратору университета И. И. Шувалову, беседовал в его доме с М. В. Ломоносовым.
Произведён в студенты Московского университета в 1761 году. Принят на службу в Коллегию иностранных дел переводчиком с чином поручика в конце октября 1762 года. Одновременно со службой в Коллегии (с 1763) был причислен к кабинет-министру императрицы и литератору И. П. Елагину и 3 декабря 1764 года стал одним из его секретарей.
В 1761 году по заказу одного из московских книготорговцев перевёл с немецкого басни Хольберга. Затем, в 1762 году, перевёл политико-дидактический роман французского писателя аббата Террасона «Геройская добродетель или жизнь Сифа, царя египетского», написанный в манере знаменитого «Телемака» Фенелона, трагедию Вольтера «Альзира или американцы», «Метаморфозы» Овидия; в 1769 году сентиментальную повесть Грессе «Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность», получившую у Фонвизина название «Корион». Любимым его писателем был Руссо.
Одновременно с переводами стали появляться и оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний „Недоросль“», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство» в 1933 году. Её действующие лица - прообразы персонажей знаменитого «Недоросля». Так, Аксен схож с Простаковым, Улита - с Простаковой, а Иванушка - с Митрофаном. Существует также версия, что ранний «Недоросль» не принадлежит Фонвизину.
Фонвизин находился под сильнейшим воздействием французской просветительской мысли от Вольтера до Гельвеция.
Литературные занятия Фонвизина оказали ему помощь и в его служебной карьере.
Обратил на себя внимание его перевод трагедии Вольтера и в 1763 году.
Ещё большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой императрице автор был приглашён в Петергоф, после чего последовали и другие чтения, в результате которых он сблизился с воспитателем Павла Петровича, графом Никитой Ивановичем Паниным.
В 1769 году перешёл на службу к Панину, сделавшись, в качестве его секретаря, одним из наиболее близких и доверенных лиц. Перед смертью Панина Фонвизин, по его непосредственным указаниям, составил «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и от того о зыблемом состоянии как империи, так и самых государей». Это произведение содержит исключительно резкую картину деспотического режима Екатерины и её фаворитов, требует конституционных преобразований и прямо угрожает в противном случае насильственным переворотом.
В сентябре 1774 года женился на Екатерине Ивановне Хлоповой, вдове штык-юнкера А. А. Хлопова и дочери богатого купца Роговикова. Венчание было в Петербурге в Исаакиевском соборе. Этот брак улучшил материальное положение Фонвизина.
В 1777-1778 годах выехал и довольно долго находился во Франции. Отсюда он писал письма своей сестре Ф. И. Аргамаковой, П. И. Панину (брату Н. И. Панина), Я. И. Булгакову. Эти письма носили ярко выраженный общественно-социальный характер. Острый ум Фонвизина, наблюдательность, умение разобраться в экономических, социальных и политических явлениях в жизни французского общества позволили ему нарисовать исторически верную картину феодально-абсолютистской Франции. Изучая французскую действительность, Фонвизин желал глубже понять процессы, происходящие не только во Франции, но и в России, и найти пути к улучшению социально-политического порядка на родине. Он оценивал по достоинству то, что заслуживает внимания во Франции - торговлю и промышленность.
В августе 1778 года Фонвизин встречался в Париже с Бенджамином Франклином. Существует предположение, что Франклин послужил прообразом Стародума в комедии «Недоросль» (1781).
Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 - начало 1783 гг.)Предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина - будущего императора Павла Петровича. Говоря о крепостном праве, Фонвизин считал необходимым не уничтожение его, а введение в «пределы умеренности». Его пугала возможность новой пугачёвщины, необходимо пойти на уступки, чтобы избегнуть дальнейших потрясений.
В октябре 1783 года одновременно с Г. Р. Державиным, М. М. Херасковым и другими стал членом Российской Академии и принял деятельное участие в работе по созданию Словаря Академии Российской.
Выйдя в отставку, несмотря на тяжёлую болезнь (паралич), до конца жизни занимался литературным трудом, но встретил непонимание и резкое неодобрение в лице императрицы Екатерины II, запретившей Фонвизину издавать пятитомное собрание сочинений. Литературное наследие последнего периода жизни писателя состоит главным образом из статей для журнала и из драматических произведений: комедии «Выбор гувернёра» и драматического фельетона «Разговор у княгини Халдиной». Кроме того, в последние годы своей жизни работал над автобиографией «Чистосердечное признание».
Скончался в Санкт-Петербурге 12 декабря 1792 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Дополнительная информация об авторе:
Энциклопедия «Москва»
Читать далее

Книги

Аудиокниги