0

Титов А. Н.

, 1) Алексей Николаевич, оперный композитор-дилетант, род. 1769, ум. 8 нояб. 1827 в СПБ.; служил в конной гвардии и вышел в отставку с чином генерал-майора. В доме T., отлично игравшего на скрипке, процветала музыка (квартеты) и собирались музыканты, местные и приезжие (скрипач Лафон, виолонч. Бромберг, Штейбельт, Дубенские и др.). Оперы Т-а обнаруживают в авторе хорошего музыканта, старавшегося подражать стилю Моцарта; к числу их относятся: "Пивовар или кроющийся дух" (СПБ., до 1796), "Суд царя Соломона", "Ям" (1 действ., либр. Княжнина, СПБ. 1805); "Нурзахад" (либр. Княжнина, СПБ. 1807), "Эммерих Теккелий" (либр. Волкова, 1 акт, 1812), "Легковерные" (лябр. Княжнина, 1812), "Девишник или Филаткина свадьба; следствие Яма" (сл. Княжнина, 1809), "Вот каковы русские" (либр. Княжнина, 2 д., 1817) и "Праздник Могола" (3 д., 1823), "Минутное заблуждение" (либр. С. Глинки), "Наталья, боярск. дочь", "Татьяна прекрасная", "Солдат и пастух". Брат его – 2) Сергей Николаевич, род. 1770, также хороший музыкант, хорошо играл на альте и виолончели и сочинял оперы. ("Старинные святки", либр. Малиновского, 1813; "Легковерные" либр. Княжнина; "Посиделки" либр. Княжнина, 1809; "Принужденная женитьба"). Впрочем некоторые из опер обоих братьев спорны – трудно определить, каким именно они написаны. Тоже относится и к балетам "Новый Вертер" (1799) и "Исправленный игрок". – 3) Николай Алексеевич, "дедушка русского романса", род. 28 апр. 1800 в СПБ., ум. 10 дек. 1875. Сын А. Н. Т-а (См. выше); до 1810 служил в военной службе, после чего вышел в отставку; но позднее служил по военному интендантству (генерал-лейтенант). С детства не хотел учиться музыке, несмотря на способности. Юношей Т. стал сочинять, причем некоторые (незначительные) теоретические сведения получил частью от отца, частью самоучкой. Он учился также у Замбони и Соливы, но немного, и запас его музык. знаний остался навсегда весьма скромным. Первый печатный романс Т-а ("Уединенная сосна", 1820) долго считался первым русским романсом вообще. Теперь можно считать доказанным (См. ниже Булич), что и до Т-а издавались и исполнялись русские романсы; но, во всяком случае, Т. был первым русским композитором, романсы которого приобрели широкое распространение. Большой популярностью пользовались также марши Т-а для двора и танцы; его кадриль "Vieux péchés" (на темы русских песен, что для своего времени было новостью) в свое время пользовалась "всероссийской" славой. В 30-х годах Т. познакомился с Глинкой и Даргомыжским, советами которых пользовался. Даргомыжский даже переложил "Прости" Т-а на 2 голоса. Романсы Т-а отличаются крайней простотой и однообразием строения (куплетная форма), в них нередки элементарные ошибки против музык. грамматики и просодии, – но при всем своем дилетантизме они мелодичны в старинном стиле и не лишены теплоты, нередко переходящей в сентиментальность. Всего издано более 60 романсов Т-а; наибольшей известностью пользовались, кроме вышеупомянутых: "Лампада", "Коварный друг", ", Шарф голубой", "Песня ямщика", "Молитва", "Ветка" и др. См. "Воспоминания H. A. Т-ва" ("Древн. и Hob. Россия" 1878 т. III и "Русск. Старина" 1870 т. I.); очень дельное исследование о Т-е, с подробным перечислением всех его сочинений, принадлежит Буличу ("Русск. Муз. Газ." 1900 NoNo 17–20, 21–22). Многие романсы (около 18, напр. популярный "Талисман"), ранее приписывавшиеся Н. А. Т-у, написаны его двоюродным братом – 4) Николаем Сергеевичем (сыном Т. 2), умершим в ранних летах от чахотки. Родной брат Т-а 3-го – 5) Михаил Алексеевич (1804–1853), также композитор танцев и романсов ("Никто меня не понимает" и др.), технически лучше написанных, чем романсы его брата.

Риман Г. Музыкальный словарь

Нет ни одного отзыва