0

Вельтман Александр Фомич

[1800—1870] — романист, поэт, археолог. Сын офицера-смотрителя Московской долговой тюрьмы, учился сначала в Благородном пансионе при Московском университете, затем в Петербургском пансионе братьев Терликовых. С 1816 служил в армии, участвовал в турецкой войне 1828—1829. В 1831 вышел в отставку в чине подполковника. К этому же году относится начало его лит-ой известности. В начале 40-х гг. пристрастился к археологии. В 1842 получает место помощника директора Оружейной палаты, а после смерти Загоскина назначается ее директором [1852] и занимает эту должность до смерти. Состоял членом обществ: Истории и древностей российских и Любителей российской словесности. Редактировал издание "Древностей Российского государства". Исторические и археологические работы В. ("Начертание древней истории Бессарабии", "Достопамятности Московского кремля", "Московская оружейная палата", "Индогермане или сайване", "О свевах, гуннах и монголах", "Атилла и Русь IV—V в." и др.) отличаются необузданной фантазией, свойственной романтизму, и серьезного научного значения не имеют.
Своей лит-ой известностью, несмотря на то, что он является автором ряда стихотворений и повестей в стихах, Вельтман обязан исключительно своей прозе, к-рая и определяет его значение в истории русской лит-ры. В 1831 он выпускает первые три части "Странника", поставившего его сразу в ряд первостепенных прозаиков. "Кащей бессмертный" [1833] имел уже исключительный успех, встретил всеобщее одобрение критики и упрочил за В. репутацию "замечательнейшего романиста". Из его следующих произведений следует отметить: "Святославич, вражий питомец" [1835], "Александр Филиппович Македонский" [1836], "Сердце и Думка", два сборника "Повестей" [1836 и 1843], "Новый Емеля или превращение" [1845] и романы из цикла "Приключения, почерпнутые из моря житейского": "Саломея" [1848], "Чудодей" [1849], "Воспитанница Сарра" [1862] и "Счастье-несчастье" [1863].
Хотя последние романы В. вышли в 60-х гг., он уже начиная с конца 40-х гг. сходит с литературной авансцены; временем исключительной его популярности являются 30-е гг. Один из талантливейших и ярких представителей лит-ых исканий 30-х гг., отличавшихся напряженным интересом к вопросам формы, В. свою лит-ую родословную ведет от Стерна (см.) и Ксавье де Местра (см.), что особенно сказалось на первом его прозаическом произведении — "Страннике". Стиль В. характеризуется всеми признаками "стернианства" — подчеркиванием повествовательных приемов, игрой с формой: авторской болтовней, каламбурами, нарочитым торможением сюжета разными отступлениями, разбросанностью конструкции, фрагментарностью, сюжетными перестановками. Проблему лит-ого яз., одну из основных для русских писателей 30-х гг., В. разрешает, вводя в свою лексику элементы древнерусского яз. (особенно в своих исторических романах), наряду с Далем, к-рый обновляет лит-ый яз. простонародными и диалектическими речениями. Разработанная В. своеобразная языковая система сближает его с Лесковым. Причудливый гротеск, живая фантазия, занимательность, смешение фантастики с реализмом сделали В. любимцем публики и критики 30-х и начала 40-х гг. С конца 40-х гг., когда перед лит-рой ставятся задачи разрешения разного рода идейных и психологических проблем, эти особенности стиля В. навлекают на него упреки в бедности содержания. Его последний роман — "Приключения, почерпнутые из моря житейского" — проходит почти незамеченным. "В наше время романы пишутся, чтобы поставить разные вопросы, — и вдруг среди них наивнейший роман тридцатых годов" ("Библиотека для чтения", 1863).
Имя В. сходит со страниц журналов и забывается настолько основательно, что даже в больших курсах по истории лит-ры оно упоминается лишь вскользь. И только в наше время, с обновлением лит-ой науки, возобновляется интерес к В. Наряду с выяснением его роли в выработке литературных форм и яз., современные исследователи (В. Ф. Переверзев) стремятся выяснить его место в истории лит-ры. Как и Даль, Полевой, Греч, Павлов, Погодин, В. является одним из первых представителей того стиля в русской литературе, социальные истоки которого восходят к городскому мещанству, мелкобуржуазной интеллигенции; высшей точкой развития этого стиля было творчество Достоевского. С Достоевским Вельтмана сближают не только композиционные приемы: сюжетная перестановка, стремительность и запутанность действия, создающие "занимательность" и повышающие читательскую заинтересованность, что отводит Вельтману почетное место в истории русского авантюрного романа. Самый характер его гротеска, стирание граней между фантастическим и реальным, психологические черты его героев, особенно "Приключения из моря житейского" (мотив двойничества, истеричность, этическая неуравновешенность) — все это дает основание В. Ф. Переверзеву считать В. "предтечей Достоевского".
Творчество В. еще мало исследовано, но и все вышесказанное позволяет отвести В. заметное место в истории русской лит-ры.
Библиография: II. Переверзев В., Предтеча Достоевского, "Московский понедельник", 1922, сентябрь; Жирмунский В., Байрон и Пушкин, Л., 1924 (романтич. поэмы Вельтмана); Переверзев В., Достоевский, Л., 1925; Русская проза, сб. статей "Academia", Л., 1926, статьи Риболи Г. и Бухштаба В.; "Русский романтизм", сб. под ред. А. Белецкого, Л., 1927; Венгеров С. А., Критико-биографический словарь русских писателей и ученых, т. V (подробные биобиблиографические сведения), СПБ., 1899.

П. К.

Дополнительная информация об авторе:
Материал в Википедии
Книги автора
Вельтман А.Ф. MMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека. (1833)
Вельтман А.Ф. Александр Филиппович Македонский. Предки Калимероса. (1836)
Вельтман А.Ф. Баловень судьбы. (1856)
Вельтман А.Ф. Беглец. (1831)
Вельтман А.Ф. Виргиния, или Поездка в Россию. (1837)
Вельтман А.Ф. Воспитанница Сара. (1862)
Вельтман А.Ф. Генерал Каломерос. (1840)
Вельтман А.Ф. Дон. (1866)
Вельтман А.Ф. Достопамятности Московского Кремля. (1843)
Вельтман А.Ф. Древние славянские собственные имена. (1840)
Вельтман А.Ф. Исследования о свевах, гуннах и монголах. (1856-1860)
Вельтман А.Ф. Костештские скалы. (1839)
Вельтман А.Ф. Лунатик. (1834)
Вельтман А.Ф. Начальныя основания арифметики. (1817)
Вельтман А.Ф. Начальное чтение для образующегося юношества. (1837)
Вельтман А.Ф. Начертание древней истории Бессарабии. (1828)
Вельтман А.Ф. Новый Емеля или Превращения. (1845)
Вельтман А.Ф. О Господине Новгороде Великом. (1834)
Вельтман А.Ф. Описание нового императорского дворца в Кремле Московском. (1851)
Вельтман А.Ф. Последний в роде и безродный
Вельтман А.Ф. Путевые впечатления и, между прочим, горшок герани. (1843)
Вельтман А.Ф. Ратибор Холмоградский. (1841)
Вельтман А.Ф. Сердце и думка. (1838)
Вельтман А.Ф. Слово об ополчении Игоря Святославича, князя Новгород-Северского, на половцев, в 1185 году. (1866)
Вельтман А.Ф. Счастье несчастье. (1863)
Книги (17)
Нет ни одного отзыва